Мифы и легенды Греческая история Современная Греция
Интересное на сайте
:: Рождение и воспитание Ясона
:: Арго и аргонавты
:: Подвиги Александра
:: Получение визы
:: Акрополь Микен
:: Греческие традиции и обычаи

Греция в фотографиях

Все фотографии →

Погода
GISMETEO: Погода по г.Афины

Наши проекты


Достопримечательности Греции

Акрополь Микен

Акрополь Микен находится в северо-восточном углублении Арголидской равнины, контролируя таким образом единственный путь, соединяющий Арголиду с Коринфией (Дервенакия). Акрополь стоит на холме треугольной формы, высота которого составляет ок. 40 м от подножия. Глубокое ущелье под названием Хавос у его южной стороны отделяет холм Микен от крутой горы Сары. К северу возвышается гора Профитис-Илиас (Пророка Ильи).

Крепость: Крепость располагает двумя воротами - у ее северо-западного угла находятся главные ворота, известные как Львиные ворота, тогда как на северной стороне расположены ворота второстепенного значения. Ко Львиным воротам вела основная дорога, а к Северным - дорога из внутренней части области. У северо-восточного края крепости находятся два небольших дополнительных выхода. Общая площадь крепостных укреплений составляет 30.000 кв. м.

Крепостные стены были построены в три фазы. В первую фазу (середина XIV в. до н.э.) крепостные укрепления включали самую высокую часть холма, следуя естественному рельефу местности и доходя на западе до пункта, где впоследствии были построены Львиные ворота. Сто лет спустя, ок. 1250 г. до н.э. были построены Львиные ворота, а крепостная стена была продолжена на запад и на юго-запад, включив внутрь акрополя также могильный круг А, причем в то же время были построены Северные ворота. Наконец, ок. 1200 г. до н.э. крепостная стена была продолжена на северо-восток, защищая доступ к подземному водохранилищу и получив конфигурацию, которая сохранилась до сих пор.

Крепостные стены повторяют естественную конфигурацию скалы, а толщина их составляет от 5 до 8 м. Стены утратили свою первоначальную высоту, которая предположительно достигала 12 м. Стены сохранились на всей своей протяженности, за исключением участка посредине южной стороны, где часть стен обвалилась в ущелье Хавоса, увлекая за собой также юго-восточный угол мегарона дворца. Стены были сооружены методом "киклопической" кладки, т.е. из необработанных глыб неправильной формы. Пространства между глыбами заполнены камнями меньших размеров и землей. Исключение составляют западная сторона башни Львиных ворот, участок на западной стене - т.н. "полигональная башня" и часть фасада северо-восточного продолжения выступа. Эти участки были реконструированы в эллинистическую эпоху с использованием "полигональной" системы. На участках у ворот стены построены более тщательно. Обое ворот вместе с их башнями и прилегающими участками стен построены по системе "псевдопрямолинейной кладки". Глыбы здесь прямоугольной формы и расположены горизонтальными рядами. Огромные размеры глыб стали причиной того, что последующие поколения связывали их появление со сказочными существами -киклопами, которым только и было по силам передвигать их. От киклопов стены такого типа получили название "киклопических".

Львиные ворота: Подход к главным воротам осуществляется по наклонной плоскости, которая образует перед воротами своего рода небольшой открытый двор. У восточной стороны двора возвышается стена акрополя. Таким образом, главные ворота акрополя были совершенно надежно защищены, а осуществлять контроль за подходом к ним было совсем несложно.


Львиные ворота

Царские захоронения могильного круга А

Могильный круг А (реконструкция)

Львиные ворота - уникальный памятник архитектуры. Они сооружены из четырех монолитных глыб раковистого известняка. Потолок и притолока их весят предположительно более 20 тонн в отдельности. Боковые стенки слегка наклонены к середине. Ширина открытого пространства ворот - около 3 м. Ворота закрывались двумя деревянными створками, о наличии которых свидетельствуют углубления во внутренней части боковых стенок. Изнутри ворота запирались деревянным брусом. Притолока сделана более широкой посредине, чтобы устранить опасность ее слома под огромной тяжестью рельефной плиты, которая закрывает треугольное пространство, оставленное свободным между двумя выступами крепостной стены. Слегка выступающие камни кладки образуют т.н. "облегчающий" треугольник. Закрывающая треугольник относительно тонкая плита из твердого известняка украшена рельефным изображением, от которого и получили свое название ворота. Здесь изображены два льва, повернувшиеся друг к другу и приподнявшиеся, опираясь передними лапами о два жертвенника, которые поддерживают колонну. Верхняя часть колонны поддерживает часть крыши какогото сооружения. Головы львов были изваяны из другого материала - слоновой кости или стеатита и, возможно, повернуты к зрителю. Эта композиция, в которой усматривают эмблему царского рода Микен, - древнейший образец монументальной скульптуры в Европе. Внутренний двор - Здание Житницы или Зернохранилище: Изнутри к Львиным воротам примыкает небольшой квадратный двор, имевший когда-то покрытие сверху. У восточной стороны двора на небольшой высоте, между стеной и скалой имеется ниша ассиметричной формы. По всей вероятности, здесь находилось святилище божества ворот, охранявшего вход в акрополь. За западной стороной двора ступенчатая лестница вела на вершину стены, к башне. К западу от лестницы сохранился фундамент здания, примыкавшего к киклопической стене. Это здание должно было иметь не только нижний этаж, но и верхний. В нижнем этаже найдены обуглившиеся семена злаковых, хранившихся в пифосах. По причине находки это здание получило название Житница или Зернохранилище. Однако более вероятно, что это было место пребывания стражи. Зернохранилище было разрушено при пожаре ок. 1120 г. до н.э. одновременно с другими зданиями на акрополе. Могильный круг А: Ок. 1250 г. до н.э., когда крепостные стены стали охватывать также западную и южную сторону акрополя, группа царских захоронений среднеэлладского времени к югу от Львиных ворот оказалась включена внутрь выступа укреплений. Для лучшей сохранности захоронений и их насыпи, поверх более ранней ограды среднеэлладского времени была построена стена, достигающая уровня входа. Территория захоронений была окружена тогда круговой стеной, состоящей из двух рядов вертикально установленных плит с промежутком ок. 1 м, которые были покрыты сверху горизонтально расположенными плитами, поддерживаемыми деревянными брусьями. Вход в т.н. могильный круг А находится на северной стороне круга со стороны Львиных ворот и имеет три ступени. В западной части могильного круга раскопано 6 шахтовых царских могил, обозначаемых римскими цифрами I-VI. Могилы отличаются друг от друга размерами и глубиной, причем представляется, что каждая из них использовалась неоднократно, т.к. в общей сложности в них найдено 19 мужских, женских и детских скелетов. Могилы были облицованы изнутри низкими каменными стенками сухой кладки, о края которых сверху опирались положенные горизонтально деревянные брусья, поддерживавшие потолок могил. Потолок был сооружен из ветвей и покрыт глинистой почвой или сланцевыми плитами. Пространство между потолком и уровнем земли было заполнено почвой. Сверху имелась земляная насыпь, образующая небольшой курган, на вершине которого стояла надгробная стела. Стелы, найденные в насыпи, образованной из накопившейся за многие годы земли, экспонируются в Афинском Национальном Археологическом Музее. Некоторые из них украшены прочерченными в камне или рельефно-выпуклыми сценами охоты или колесничных ристаний или же попросту рядами декоративных мотивов.

Г.Шлиман, обнаруживший в 1876 году и раскопавший могильный круг А, нашел в захоронениях подлинные сокровища, состоящие из золотых и иного рода погребальных даров, которые сопутствовали покойникам. Лица мужчин в ряде случаев были покрыты золотыми масками, а в одежды женщин, должно быть, было вшито множество золотых пластин, которые оказались найдены в беспорядке. Кроме того, здесь найдены золотые диадемы, пряжки, серьги и золотые весы для "взвешивания душ". Предположительный вес золотых украшений составляет 15 кг. Среди прочих находок имеются великолепные образцы микенского искусства - инкрустированные кинжалы и мечи и ритоны в виде головы животного или целого животного (ритон - вид сосудов для возлияний). Большинство находок экспонируется в Микенском зале Афинского Национального Археологического Музея. Г.Шлиман считал, что роскошные погребальные дары принадлежат Агамемнону и членам его семьи, которые были погребены на этой территории. Однако предание относит царствование Агамемнона и Троянскую войну к рубежу ХШ-ХН вв. до н.э. Таким образом, захоронения, несомненно принадлежавшие какому-то царскому роду, датируется временем на четыре столетия ранее.

Здания к югу от могильного круга А: К югу от могильного круга А, на спуске по склону скалы раскопан ряд зданий, построенных вдоль западной крепостной стены, от которых их отделяет узкий проход. Фундамент их сооружен из камня, верхняя часть строения была из необожженного кирпича, а крыша - деревянной. Некоторые из зданий располагали также верхним этажем, который находился поверх комнат первого этажа или подземелья.

Здесь имеются два хозяйственных комплекса. К первому относятся три типично микенских дома со складскими и жилищными помещениями, известные как Дом кратера с воинами, Дом рампы и Южный дом. Первый из них получил свое название по причине находки в нем микенского сосуда (кратера) с изображением воинов, а второй потому, что находится вдоль небольшой рампы. Второй комплекс включает два официальных святилища Микен и Дом Цундаса с планировкой типа мегарона. Восточное святилище открывший их археолог назвал храмом, а западное получило название Дом фресок. Внутри храма, который был посвящен культу хтонических божеств и демонов, найдено большое число глиняных статуэток антропоморфных существ и свернувшихся спиралью змей. Относительно статуэток с цилиндрическим, полым внутри туловищем и воздетыми кверху атрофированными руками было высказно предположение, что их надевали на шесты и носили во время обрядов. Тератоморфный облик статуэток позволяет считать весьма вероятной гипотезу, что речь идет о первом изображении Эриний исторической эпохи. Внутри Дома фресок найдены фрагменты фресок. На основании изображения богини с колосьями или ветвями в руках делается вывод, что святилище было посвящено богине плодородия.

Находящийся южнее Дом Цундаса состоит из 3 частей: ряда складов у стены, мегарона в более высокой восточной части (со сложенным из камней очагом посредине) и прилегающего святилища с низким сложенным из камней очагом. На основании найденной внутри святилища плитки с изображением божества войны считают, что это святилище было посвящено культу божества войны, возможно прообразу Афины. Перед фасадом святилища находится низкий жертвенник. К жертвеннику ведет дорога больших размеров и тщательной постройки, спускающаяся к склону акрополя. Эта дорога когда-то имела перекрытие сверху, была Коридором Процессий с фресками на стенах и вела к святилищам.

Большая рампа: К микенскому дворцу на вершине холма вела когда-то монументальная идущая вверх дорога, которая начиналась со двора у Львиных ворот (значительная часть ее была разрушена во время раскопок Г.Шлимана). Следуя линии укреплений, дорога поднималась на определенном участке в направлении на юго-восток, имея ширину 5,5-6 м, а затем поворачивала на север или на северо-запад и продолжалась, будучи уже широкой. С южного края ведущей вверх дороги открывалась полная картина могильного круга, сооружений нижнего акрополя и западной крепостной стены. Отсюда начиналась дорога, ведущая к сооружениям нижнего акрополя, которую перекрыл затем фундамент маслобойни эллинистической эпохи. Продолжение дороги на северо-восток не сохранилось, однако, возможно, здесь дорога разделялась надвое: дорога налево оканчивалась у северо-западного входа дворца, а дорога направо выводила к большой юго-западной лестнице дворца. Теперь тропа ведет прямо к северо-западному входу дворца.

Микенский дворец: Микенский дворец представляет собой комплекс, созданный на двух уровнях - верхнем, где сохранилось крайне мало остатков строений, и нижнем, на юго-западном склоне холма. Главный вход во дворец находился в северо-западном углу. Здесь стояло четырехстороннее предвратие с внешним и внутренним одноколонными портиками (сохранились фундамент и основания колонн). Перед внешним портиком находится небольшой мощенный камнем двор. Двор имеется и у внутреннего портика предвратия. Отсюда начинается большой западный коридор, оканчивающийся у главного западного входа дворца, от которого сохранился только порог. У северо-западного угла большого коридора находится лестница, ведущая к северному коридору и комнатам на вершине холма. Большой западный вход являлся главным входом ко всем комнатам дворца. У его северной стороны имеется комната, которая, возможно, использовалась в качестве архива (по аналогии к Пилосскому дворцу). От входа начинается южный коридор, который на первом этапе существования дворца (первая строительная фаза) вел к помещениям верхнего уровня. Однако в более поздние времена микенской эпохи его восточный край был замурован стеной. Меньший коридор на юго-востоке ведет к большому двору дворца.

Двор и окружающие его здания являются важнейшей частью дворца, причем частью, которая, к счастью, сохранилась лучше других. Здесь микенский правитель принимал официальных гостей, здесь же находился зал для аудиенций, ритуалов и официальных банкетов, а также гостевые палаты. Двор был открытым (размеры - 15 X 12м). Отсюда открывался вид на юг. Пол имел твердое покрытие, поверх которого был нанесен несохранившийся слой штукатурки с полихромным декором. К восточной стороне двора примыкает мегарон дворца, т.е. собственно царская палата длиной 23 м и шириной 11,5 м. Мегарон состоит из т.н. эфусы, прихожей главного зала (продома) и самого главного зала (домоса). Эфуса (от aitho "сиять", т.е. освещенное пространство) представляет собой выходящий во двор портик с 2 деревянными колоннами, поддерживавшими потолок. Продом имел такую же планировку и размеры, как и эфуса, от которой его отделяла одностворчатая дверь (сохранился порог). Стены продома были украшены фресками, фрагменты которых экспонируются в Афинском Национальном Археологическом Музее. На полу сохралось обрамление из гипса, тогда как остальная часть пола была покрыта расписной штукатуркой. Открытое пространство на восточной стороне домоса, которое закрывалось не дверью, а занавесом, ведет в домос. Домос длиной 13 м и шириной 11,5 м впечатляет своими размерами. Посредине находится большой круглый очаг диаметром 3,70 м. Очаг обрамляет кольцо из поролита, украшенное расписным декором черного, красного и белого цветов. Вокруг очага стояли 4 деревянные колонны, поддерживавшие своеобразный башнеобразный дымоход у крыши, через который выходил дым из очага. Стены и здесь тоже были украшены фресками, а пол аналогичен полу продома. В домосе, должно быть, находился трон правителя. По всей вероятности, он стоял посреди южной стены.

У западной стороны двора имеется прямоугольное помещение с двумя боковыми выходами, ведущими в небольшой двор под открытым небом у его южной стороны, который сообщался с большим двором и большой лестницей. Главным образом по причине такого расположения в этом помещении усматривают гостевые палаты для высокопоставленных гостей. Во двор гостевых палат вела большая лестница, состоявшая из каменного и деревянного крыльев.

В последний период существования мегарона дворца, когда южный коридор был замурован стеной, на северной стороне эфусы мегарона была сооружена дверь, от которой деревянная лестница вела в покои верхнего этажа. Здесь сохранилась продолговатая прихожая с низкими скамьями вдоль стен и прямоугольным очагом. По напоминающему занавес декору, который украшал стены этого помещения, последнее получило название "прихожая занавесей". К востоку от него находилась лестница, ведущая к комнатам верхнего уровня. Здесь сохранились только скудные развалины. Наиболее значительными из них является угол комнаты с полом, окрашенным в красный цвет и двумя низкими скамьями у стен. Эту комнату обычно называют "красная баня", связывая ее тем самым с убийством Агамемнона, хотя в действительности эта комната не была ванной. Сооружения микенской эпохи были разрушены в VII в. до н.э. во время строительства храма, посвященного, возможно, Афине. В эллинистическую эпоху был построен другой храм, больших размеров. Этот храм, от которого сохранились постамент и фундамент наружной стены, имел прямоугольную планировку и редкую для греческого храма ориентацию север - юг. На восточном склоне холма, где были жилые покои царской семьи (женская половина, спальни, комнаты прислуги и т.п.), не сохранилось ничего. Постройки восточной стороны: На восточной стороне акрополя были раскопаны также 4 здания, известные под названиями Мастерская художников, Дом с колоннами, Дом Г и Дом А. Два первых здания относятся к восточному крылу дворца. Мастерская художников являлась местом работы художников и ремесленников, которые трудились на царя. Она состоит из продолговатого центрального двора, вдоль которого проходят два узких коридора. Западный коридор ведет к ряду помещений, которых было не менее четырех. Восточный коридор ведет к 4 помещениям, которые располагали также верхним этажем. Вход в здание находится на северной стороне. За ним начинается узкий горизонтальный коридор, который ведет к другим коридорам и к восточным помещениям. Опорная стена, над которой находятся 4 восточные помещения Мастерской художников, является в то же время западной стеной протяженного коридора, который идет от входа к центральному залу под открытым небом Дома с колоннами. Этот двор был окружен колоннами, о чем свидетельствуют сохранившиеся основания последних. К восточной стороне двора примыкает мегарон. Параллельно мегарону сохранился фундамент лестницы, которая вела на второй этаж. Вдоль западной стороны двора сохранились коридоры, ведущие в подземелья. Северо-восточный выступ: Северо-восточный выступ был пристроен к крепости приблизительно в конце X II в. до н.э. Этот участок был пристроен к акрополю с целью обеспечения его водой, для чего была сооружена подземная цистерна в естественном углублении скалы под северо-восточным углом первоначальной крепости (на глубине 18 м ниже уровня поверхности). К цистерне подходил терракотовый водопровод, доставлявший под землей воду из одного или двух источников, которые находились к востоку от акрополя Микен.


Акрополь Микен

Северный ворота

Подземный источник: Вход в цистерну находится на территории крепости и представляет собой крытый ступенчатый спуск, который проходит через всю толщу крепостной стены, продолжается за пределами крепости под землей, неоднократно меняя направление, и оканчивается у прямоугольной цистерны глубиной 5 м. В потолке над цистерной имеется вертикальный колодец, закрытый камнями, которые не прилегают друг к другу вплотную, образуя тем самым своего рода фильтр. Здесь оканчивается терракотовый подземный водопровод, заполнявший водой цистерну, а также последний участок спуска. Уровень воды менялся в зависимости от времени года и обилия источников. При этом, для сохранности воды и во избежание ее разлива стенки цистерны и последнего участка спуска были смазаны положенным в два слоя водонепроницаемым раствором. Подземный источник, который обеспечивал в случае военных действий и осады снабжение водой находивших убежище на акрополе жителей Микен, - одно из замечательных инженерных сооружений микенской эпохи.

Галереи: На северо-восточном выступе крепостных стен имеются два прохода со стрельчатым перекрытием (галереи), которые прорезают стену полностью и использовались как запасные выходы на восточную сторону от акрополя. Северный выход вел к источникам, а южный - к террасе над ущельем Хавоса. Дом А и Дом В: На северо-восточном выступе находятся также два здания, из которых осуществлялся контроль за источником и галереями. От Дома А сохранился фундамент его подземелья с остатками пифосов и других сосудов. Обнаружен также участок помещения с половиной глиняной ларнаки.

Дом В - больше по размерам и имеет прямоугольную планировку. Его местонахождение позволяет предполагать, что это было жилище высокопоставленного лица, ответственного за сохранность подземного источника и водоснабжение. Северные ворота: Чтобы пройти от северо-восточного выступа к Северным воротам, нужно проследовать по дорожке на территории акрополя, которая идет на запад, между крепостной стеной и Домом Г. У северо-западного угла Дома Г дорожка раздваивается: одно ее ответвление ведет ко входу Дома Г и к дому с колоннами, а другое продолжается на запад и оканчивается у лестницы, которая спускается во внутренний двор Северных ворот.

Северные ворота построены аналогично Львиным воротам, однако отличаются от последних размерами, а вместо облегчающего треугольника на притолоке находятся две вертикально установленные плиты (одна на внешнем, а другая - на внутреннем фасаде). Плиты опираются только о края притолоки там, где они выступают из боковых стенок (этого удалось достичь благодаря углублению в их нижней плоскости). Таким образом, тяжесть переносится на пилястры. Здесь тоже есть внутренний двор со святилищем и наружный двор с башней на западной стороне. Сооружения северо-западного склона: Эта часть холма занята скучено расположенными комплексами стен сооружений разных эпох, которые раскопаны не до конца и опубликованы только частично. К микенской эпохе относятся Здание N, построенное над Львиными воротами, ряд кладовых, расположенных внутри, а также близ стен, и Здание М. Согласно одному из толкований, в Здании М проживал военный коммендант акрополя, отвечавший за безопасность северного участка крепостной стены. В кладовых, по всей вероятности, хранились военные припасы. Здесь оканчивается знакомство с территорией внутри акрополя.

← Назад