Мифы и легенды Греческая история Современная Греция
Интересное на сайте
:: Рождение и воспитание Ясона
:: Арго и аргонавты
:: Подвиги Александра
:: Получение визы
:: Акрополь Микен
:: Греческие традиции и обычаи

Греция в фотографиях

Все фотографии →

Погода
GISMETEO: Погода по г.Афины

Наши проекты


Достопримечательности Греции

Святилище Асклепия


СВЯТИЛИЩЕ АСКЛЕПИЯ В ЭПИДАВРЕ
1. Греческий бассейн. - 2. Гимнасий. - 3. Дорийское предвратие. - 4. Портик Котиса. - 5. Храм Фемиды. - 6. Храм Артемиды. - 7. Древнее усыпалище. - 8. Жертвенник Асклепия. - 9. Храм Асклепия. - 10. Фолос. -11. Абатон или Усыпалище. - 12. Римские бани. - 13. Пропилеи. - 14. Святилище египетских божеств. - 15. Храм Афродиты. - 16. Цистерна эллинистического времени. - 17. «Пристанище». 18. Театр. - 19. Стадион.

Одним из наиболее значительных и почитаемых Асклепийонов античности было святилище бога Асклепия в Эпидавре, формирование характерного облика которого происходит в позднеклассическую эпоху. На территорию святилища Асклепия паломники входили с северной стороны, следуя по дороге, которая начиналась от современного селения Древний Эпидавр и оканчивалась у монументальных Пропилеи. Однако в настоящее время посетитель подходит к археологическому заповеднику с противоположной стороны и, направляясь к собственно святилищу, минует сначала вспомогательные сооружения, построенные на южной стороне для состязаний, связанных с культом бога. Идя по дорожке слева от Музея, посетитель видит к юго-востоку от святилища развалины здания квадратной планировки, возможно, самого большого на территории заповедника. Это Пристанище (Katagogion) размерами 76,30 X 76,30 м, разделенное еще на четыре квадрата, каждый из которых окружает перистильный двор. Оно было построено в конце IV в. до н.э. и представляло собой роскошную гостиницу со 160 комнатами, расположенными симметрично вокруг дворов. Наиболее впечатляющим из вспомогательных сооружений был Гимнасий - прямоугольный комплекс размерами 70 X 76 м с внутренним перистильным двором, продолговатыми колонными залами, а также вспомогательными помещениями для атлетов. Построенный ок. 300 г. до н.э. Гимнасий некоторые исследователи считают помещением для проведения торжественных ритуальных трапез.


Реконструкция Святилища Асклепия в Эпидавре

К западу от Гимнасия находится Стадион святилища, сооруженный в V в. до н.э. в полости горы. Площадка Стадиона - прямоугольной формы, длина ее составляет 181,30 м. Каменные сидения для зрителей начали сооружать в эллинистическую эпоху. Тогда же была создана и стартовая линия, разделенная вертикальными перегородками на участки для 9 атлетов. На северной стороне Стадиона находится подземный арочный ход для почетных лиц и атлетов. Ход ведет к комплексу сооружений с перистильным двором, продолговатым залом и другими помещениями, в которых усматривают Палестру и комнаты для проживания атлетов. К северу от вспомогательных помещений расположены теменос бога Асклепия, а также другие культовые сооружения. На уровне предвратия Гимнасия, к востоку от него находятся развалины палестры, у северной стороны которой имеется портик (возможно, портик Котиса). Это здание - ближайшее к священной территории. Некоторые усматривают в нем святилище египетских богов. Территория культового центра ограничена остатками крепостной стены, которая была построена в 395 г. н.э. для защиты от герулов. К северо-западу от Портика Котиса находится простильный храм дорийского ордера, построенный в IV в. до н.э., - храм Артемиды, а к востоку и на одной оси с ним открыто двухчастное святилище под открытым небом той же эпохи. Расположенный сразу же за храмом Артемиды, к северу комплекс почти квадратной планировки (24,30 X 20,70 м), как полагают, включал древнейшие культовые постройки святилища V в. до н.э. (храм Аполлона, жертвенник и портики усыпалища). После IV в. до н.э. этот комплекс был преобразован в жилища жрецов. К северо-западу от комплекса находится находится храм Асклепия, построенный в 380-375 гг. до н.э. архитектором Феодотом, в котором стояла хризэлефантиновая статуя бога работы паросского скульптора Фрасимеда. Ко входу в храм дорийского стиля с 6 колоннами на фасаде и 11 по боковым сторонам вела рампа. Скульптурный декор верхней части этого сооружения экспонируется в Афинском Национальном Археологическом Музее. Крышу храма украшали статуи Ник и всадницнереид, а на фронтонах были изображены битва греков с амазонками и взятие Трои. Над этим скульптурным декором работал скульптор Тимофей. Мощенная дорога ведет к большому жертвеннику Аполлона у южной стороны храма. Перед храмом, а также с этой же стороны сохранились постаменты посвятительных даров. Под позднеримской стеной сохранились фундаменты двух зданий классической эпохи. Одно из них было мастерской, в которой работали над скульптурой фронтонов храма, а в другом находились подсобные помещения. На месте знаменитого Фолоса (Купола) Эпидавра, сооруженного к юго-западу от храма Асклепия, почти на одной оси с большим жертвенником Аполлона, сохранились только круглый фундамент и подземная часть постройки, т.е. три концентрических прохода, образованные круговыми стенками из поролита, которые находились под целлой и были связаны с хтоническим культом Асклепия. Этот имеющий вид храма шедевр перистильной архитектуры, творение аргосского зодчего Поликлета, был создан в 360-330 гг. до н.э. Фолос, который называли также Фимела (Thymele -Жертвенник) имел диаметр 21,28 м и располагал наружной колоннадой из 26 колонн дорийского ордера на трехступенчатом стилобате. Поднимались к Фолосу по наклонной рампе. Венчали это сооружение дорийский антаблемент, метопы которого были украшены рельефной розеттой и богатым декором, а также львиные головы на симе (соединительный угольник крыши). Внутри целлы, в которую входили через роскошную дверь, находилась колоннада из 14 коринфских колонн. Стены внутри были украшены картинами сикионского живописца Павсия. Пол Фолоса, окруженный коринфским перистилем, был покрыт черными и белыми ромбообразными плитами, сходившимися в центре к съемной круглой плите, под которой находился вход в подземелье. Кессоны потолка Фолоса были богато украшены рельефами с растительными мотивами. Высота здания до верха крыши предположительно составляла 12 м. Значительные фрагменты верхней части постройки сохранились и находятся в Музее Эпидавра. Функционально это здание, несомненно, было связано с хтоническим культом Асклепия мистериального характера. Границу собственно святилища на севере составляет портик длиной 70 м, отождествляемый сУсыпалищем или Абатоном, где больные ожидали исцеления посредством сна или какого-либо иного вмешательства божества. Сохранились только фундаменты здания и весьма незначительные архитектурные фрагменты верхней части здания. Поскольку рельеф территории резко опускается к западу, поначалу, во второй четверти IV в. до н.э. была построена составляющая нижний этаж восточная часть портика, западное продолжение которой естественно получило верхний этаж поверх низкого нижнего этажа, сооруженного в конце IV в. до н.э. Портик имел на фасаде 31 ионийскую колонну с каменными перегородками на верхнем этаже и ряд пилястров внутри. К восточному краю Абатона примыкал колодец, вода которого использовалась для исцеления больных. Позади Абатона, вдоль западного края пересекавшей культовую территорию с севера на юг Священной Дороги сохранились развалины комплекса, состоящего из бассейна и библиотеки. Этот бассейн II в. до н.э. сменил более ранний бассейн классической эпохи, который был непосредственно связан с Абатоном и исцелением больных. У восточной стороны Священной Дороги при подходе к храму Асклепия была создана площадка, на которой стояли посвятительные дары, доходившие на юге до здания, где отправляли древнейшие культы. Эта открытая территория была ограничена с севера большим портикообразным сооружением III в. до н.э. с перистильным двором и торговыми помещениями. Идя на север к Пропилеям, посетитель видит к западу от Священной Дороги фундамент небольшого простильного храма ионийского ордера IV в. до н.э., посвященного Афродите или Фемиде. Величественные Пропилеи, являвшиеся главным входом святилища, были построены ок. 300 г. до н.э. на дороге, соединявшей теменос Асклепия с Эпидавром и его портом. На месте Пропилеи остался их каменный постамент, а архитектурные фрагменты верхней части сооружения экспонируются в Музее Эпидавра. Оба фасада Пропилеи образованы простильными ионийскими шестиколонными колоннадами с антаблементом и водостоками в виде львиных голов. Внутри здесь находилось квадратное перистильное помещение с антаблементом, украшенным букраниями и розеттами. За святилищем, к востоку от Священной Дороги находится фундамент большой пятинефной Базилики V века, построенной из остатков более ранних сооружений.


Театр

Театр Эпидавр

Вид на Эпидавр

Чтобы посетить Театр и Музей, нужно вернуться на юг, идя параллельно древней Священной Дороге к востоку от нее и миновав портикообразные торговые помещения и портики дорийского ордера. К востоку от них в римский период был построен бассейн для сбора воды и водоснабжения святилища. В надписях этот бассейн назван AKOAI (лат. Aquae, "воды"). В южную часть бассейна было включено небольшое здание IV в. до н.э. с открытой частью спереди и залом с полукруглым постаментом для статуй внутри, в котором усматривают Эпидотейон. Идя далее на юг, посетитель видит слева святилище Диоскуров, т.н. Анакейон (IV в. до н.э.), и римскую виллу с двумя атриями.

К Театру можно пройти по асфальтированной дорожке к югу от Пристанища, которая ведет к Музею. Театр был сооружен на северо-западном склоне Кинортия, между двумя святилищами - Аполлона Малеата и Асклепия. Это один из самых совершенных театров Древней Греции и наиболее хорошо сохранившийся. Архитектура театра, его гармоничные пропорции и прежде всего совершенная акустика создали ему огромную славу. Театр был построен в начале III в. до н.э., что исключает обычно приписываемое ему авторство По лик лета Младшего. Орхестра имеет форму круга диаметром 20 м. Чаша театра насчитывала первоначально 12 трибун с 34 рядами сидений и вмещала 6.200 зрителей. Во II в. до н.э., в результате пристройки верхнего яруса, театр увеличился в размерах, а число зрительских мест достигло 12.300. Напротив чаши, за орхестрой находилась скена (сцена), состоявшая из более низкого проскения спереди и расположенной за ним и несколько выше собственно скены. Проскений имел фасад с 14 пилястрами с примыкающими к ним ионийскими колоннами, где размещали съемные картины, служившие декорациями с произведениям. Проходы (parodoi) театра располагали монументальными предвратиями, через которые проходили к орхестре, проскению и ярусу со зрительскими местами. Театр Эпидавра знаменит своей совершеной акустикой. Малейший шум на орхестре, даже шелест бумаги, четко слышно в любой точке чаши. Согласно одному из мнений, архитектору удалось создать огромное число резонаторов, поместив под сидениями пустые керамические сосуды. В наши дни реконструированный театр стал местом проведения Эпидаврского фестиваля.


Стадион до реконструкции

Фолос Поликлета

Фолос Поликлета (реконструкция)

← Назад